Малый бизнес не хочет фальшивых гарантий

лава «Опоры России» Александр Калинин в письме Антону Силуанову просит ускорить работу над законопроектом, который должен ввести правила использования банковских гарантий при закупках госкомпаний (223-ФЗ). В «Опоре» отмечают, что отсутствие унифицированных норм в этой сфере (в частности, правил ведения реестра банковских гарантий) позволяет недобросовестным участникам закупок предоставлять фальшивое обеспечение по договорам. Из-за этого госкомпании-заказчики вынуждены устанавливать избыточные требования к выдаваемым гарантиям — по размеру, порядку предоставления и срокам действия. Все это приводит к «необоснованным финансовым и временным издержкам на стороне добросовестных поставщиков — компаний малого и среднего бизнеса», отмечает «Опора».

Организация предлагает установить конкретные требования к банкам и их гарантиям — по аналогии с законодательством о госзаказе. Как пояснил "Ъ” Александр Калинин, реестр банковских гарантий в рамках 44-ФЗ успешно используется уже более трех лет: «Он удобен и заказчикам, и поставщикам, это рабочий и эффективный механизм. Очевидно, что его необходимо использовать и в рамках 223-ФЗ».

Торговые площадки одобряют такой подход, полагая, что мошеннические действия недобросовестных банков или участников торгов можно прекратить запуском реестра, аналогичного тому, что ведется в единой информационной системе (ЕИС) в рамках 44-ФЗ. По словам гендиректора Единой электронной торговой площадки Антона Емельянова, сейчас единственным способом проверки подлинности гарантии по 223-ФЗ является отправка запроса в банк. «Но банки зачастую не успевают обрабатывать эти запросы в сроки рассмотрения заказчиками заявок, так что последние не получают необходимого подтверждения подлинности гарантий»,— говорит он.

«Ситуации с выявлением фальшивых гарантий периодически возникают, использование механизма реестра по аналогии с 44-ФЗ — это логично и разумно»,— согласен директор департамента закупочной деятельности «Россетей» Юрий Зафесов. По его словам, ситуация, когда заказчики хотят себя обезопасить и выставляют свои требования к банкам — вполне нормальна (в «Россетях» под такие требования подпадают более сотни банков).

В Минфине "Ъ” сообщили, что этот законопроект был возвращен правительством на доработку с учетом замечаний Государственно-правого управления президента. Отметим, что в мае проект по итогам процедуры оценки реагирующего воздействия (ОРВ) получил и отрицательный отзыв Минэкономики (среди замечаний — появление избыточных административных обязанностей у поставщиков). В Минфине пояснили, что после доработки документ будет вновь внесен в правительство. Отметим, что с 1 июля следующего года участникам госзакупок по 44-ФЗ придется в обязательном порядке обмениваться данными из реестра банковских гарантий для обеспечения заявки на участие в электронной закупке. В Минфине отмечают, что вопрос синхронизации этой нормы (применения с 1 июля 2019 года для 223-ФЗ) «зависит от даты принятия законопроекта и будет, безусловно, учтен при его рассмотрении».Отметим, что законопроект с поправками в 223-ФЗ, которого ждет «Опора», был обнародован еще в апреле этого года — он как раз предусматривает унификацию требований к банкам и их гарантиям, а также прописывает ведение единого (для 44-ФЗ и 223-ФЗ) реестра банковских гарантий. Автор документа Минфин в пояснительной записке к проекту отмечал избыточность запросов заказчиков, которые, к примеру, требовали наличия у банка кредитного рейтинга от S&P, Moody's или Fitch на уровне не ниже «ВВ–», а также капитала не менее 10 млрд руб.

https://www.kommersant.ru/doc/3791405

Просмотров: 14493     Дата: 6-11-2018, 10:39     Вернуться на главную
ФАС-групп
Copyright © 2018